Бронефантазии 40-х годов. давид и голиаф

Бронефантазии 40-х годов. давид и голиаф

Что ответственнее в сражении: манёвренность и незаметность либо защищённость и огневая мощь? Данный вопрос не нов. И в 40-е годы изобретатели-самоучки задавали его сами себе, трудясь над проектом очередного примера необыкновенной военной техники.

В отличие от многих вторых проектов, обычно полностью фантастических, изобретатели из данной статьи не пробовали создать машину для всего и сходу. Наоборот, они получали того, дабы их танк был лучшим из лучших в чём-то одном. Быть может, как раз исходя из этого их работы были на фоне других куда более реалистичными.

Гробы на колёсиках

В марте 1942 года боец 1150-го стрелкового полка Ф. З. Дымко направил в Основное автобронетанковое управление (ГАБТУ) описание «Маскировочного истребительного танка». Создатель обошёлся без предисловий и с первых строчков забрал быка за рога: «Танк имеет весьма малую высоту. В передней части высота 600 мм, на колесах 900 м…

Неспециализированная протяженность 3300 мм». Благодаря более чем скромным габаритам машина имела возможность бы укрыться кроме того за малыми препятствиями. По всей видимости, исходя из этого Дымко и назвал танк «маскировочным».

В 40-е годы одноместные танкетки были архаизмом, но это не останавливало армейских изобретателей

«Танк может в любую 60 секунд окопаться и вести пламя из окопа Может за пара мин. зарыть окоп и пройти по зарытому окопу», — додавал Дымко, не уточняя, как. На вооружении его детища значились огнемёт и пулемёт. Для стрельбы из пулемёта создатель предусмотрел коленчатый оптический прицел.

Огнемёт должен был «уничтожать соперника в окопе, в хате, на чердаке и в произвольных складках местности».

Изобретатель предлагал защищать машину трёхслойной бронёй неспециализированной толщиной 25 мм. В 40-е годы это означало, что в случае если танку не получалось спрятаться, то соперник гарантированно уничтожал его. И ещё в одном моменте создатель очевидно погорячился — в то время, когда назвал удобством собственного изобретения то, что экипаж складывался из одного человека, размешавшегося в в положении лёжа.

В один момент с Дымко в ГАБТУ отправил собственное изобретение лейтенант Кожухов (его инициалы, должность и место службы не указаны). Он назвал проект «Танк-черепаха» и писал, что машина «имеет размеры намного меньшие, чем размеры любого существующего танка. Так, громаднейшая высота танка возможно оценена в 0,75 м., ширина около 0,8 м и неспециализированная протяженность около 2,4 м».

Обращение шла о танкетке, но владеющей некоторыми конструктивными изюминками. В первую очередь, в подвеске «танка-черепахи» не предусматривались рессоры. Компенсировать их отсутствие создатель предлагал неким мягким подбоем на внутренней стороне корпуса. Тут лейтенант Кожухов должен был признать: «Это событие ограничивает скорость хода танка приблизительно до 10-15 км так как нахождение в танке стрелка-водителя при большей скорости будет затруднительно».

Нельзя исключать, что наименование автомобили связано как раз с низкой скоростью. Кожухов призывал применять в конструкции танкетки как возможно больше мотоциклетных подробностей, утверждая, что внедрение в проект сцепления, коробки скоростей кроме того педалей мотоцикла исключит необходимость разрабатывать их раздельно.

Руководить «танком-черепахой» должен был один боец при рычагов набора и помощи педалей. Правой ногой красноармеец заводил бы двигатель, под ней же предполагалось разместить тормоз и сцепление правых катков. Под левой ногой размешалась педаль коробки скоростей.

Левой рукой шофер управлялся бы с рычагом газа и манеткой (устройством дистанционного управления) обогащения топливной смеси. Учитывая то, как тесно было в отделении управления «танка-черепахи», вести его было бы непростой задачей. Тем более что её шофер (как и в прошлом проекте) делал ещё и роль стрелка.

Согласно точки зрения лейтенанта Кожухова, в случае если оснастить машину толстой лобовой бронёй, то это в достаточной степени защитит танкиста в. Логичная идея совсем перечёркивалась тем, что в понимании автора «толстая» — это всего 15 мм (на крыше и по бортам 8 и 5 мм соответственно). Боевая масса танкетки, по плану автора, не должна была быть больше 250 кг.

Больше никаких подробностей конструкции изобретатель решил не уточнять. Выбирать пулемёт для оружия «танка-черепахи», разрабатывать совокупность отвода стреляных гильз и продумывать множество вторых нюансов, с его точки зрения, следовало экспертам — адресатам предложения.

Заключения работников ГАБТУ согласно данным предложениям не сохранилось. Но узнаваемый фразеологизм «гроб на колёсиках» думается в полной мере уместным определением для них обоих.

Полугусеничный истребитель Розанова

Миновало два года. Изобретатели шли в ногу со временем, интересы их сместились в сторону громадных и грозных автомобилей. В марте 1944 года лейтенант Л. В. Розанов предложил свой проект тяжёлого истребителя танков.

Создатель не был профаном, имея за плечами образование инженера и семилетний стаж работы в машиностроении. Он писал: «Предлагаемый мной проект тяжелого танка – истребителя, собственной новой конструкцией разрешает обойти последовательность «догматических» – установившихся некоторых постоянных приемов при конструировании танков»

Создатель предлагал придать корпусу собственного танка уникальную форму. Верхний и нижний бортовые бронелисты должны были устанавливаться под углом друг к другу так, дабы их стык выходил за пределы верхнего габарита гусениц. Розанов отталкивался от ширины надгусеничных полок тяжёлого германского танка «Тигр», стремясь превзойти вражескую тяжёлую технику в защищённости.

Но ходовую часть мало было прикрыть сверху, она нуждалась в защите с лобовой проекции. Изобретатель не растерялся и тут: «Ходовая часть танка разбивается на две части: на гусеничный движение занимающий 8/9 задней части танка и на броневые катки, имеющие привод через цепь Галля от ведущих колес гусениц». Замечательные катки выносились вперёд для защиты главной ходовой части автомобили. Толщину их ободьев создатель не уточнил.

По всей видимости, он полагал, что её необходимо подобрать умелым путём.

И без того превосходно защищённые борта танка оснащались дополнительными броневыми щитами. Их назначением была бы защита пехоты на борту автомобили на протяжении десантных операций. Наконец, Розанов не забыл и об огневой мощи.

По его плану, танк необходимо было вооружить крупнокалиберным орудием с автоматом заряжания.

«Механизм подачи является цепью -ленту. На секциях ленты имеются кассеты для снарядов. Замкнутая цепь-лента запланирована на 16 снарядов и вращается около верхнего барабана с квадратным сечением». В зависимости от характера боя кассеты ленты было бы возможно заряжать бронебойными и осколочно-фугасными боеприпасами в порядке очерёдности.

Наряду с этим учитывалась возможность выхода барабана заряжания из строя: в этом случае танкисты имели возможность трудиться с пушкой вручную.

Розанов ожидал реакции на собственное предложение до июня. Глава 8-го отдела Технического управления ГАБТУ инженер-полковник Фролов высказался о «Танке-истребителе тяжёлого типа» не через чур обнадёживающе. Согласно его точке зрения, бронированные катки в носовой части танка быстро снизили бы манёвренность автомобили и увеличили её боевую массу.

Наклонные бронелисты и щиты на бортах влекли рост габаритов и осложняли доступ ремонтников к ходовой части. К тому же они никак не защищали танк от наезда на мины.

Но составленная изобретателем схема автоматического заряжания орудия заинтересовала экспертов. Если судить по тому, что в архивном деле нет её схемы, чертежи передали по инстанциям для предстоящего изучения.

Точку в спорах о размерах, огневой мощи, манёвренности и защите поставила сама логика развития бронетехники. Мелкие автоматические танкетки-мины «Голиаф», выпущенные немцами на поле боя, всерьёз себя не показали. Грозные тяжёлые танки и САУ через пара лет достигли предела собственного развития и ушли со сцены.

На их место пришёл главной боевой танк, объединяющий в себе и мощь, и манёвренность. Но было это уже не в 40-е годы.

Просматривайте кроме этого:

  • Горные танки.
  • Танки из Атлантиды.
  • Шагающие и прыгающие доты.
Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны РФ (потом — ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 573.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 829.
  3. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1554.

Кинокомедия \

Темы которые будут Вам интересны: