Бронефантазии 40-х годов. боевые сани «генерала мороза»

Бронефантазии 40-х годов. боевые сани «генерала мороза»

Зимний период 1941 года в германском тылу люди собирали для воинов вермахта на Восточном фронте тёплые вещи, впредь до муфт и дамских шуб. Одвременно с этим под Москвой, Тулой, Мценском промерзали, глохли и ломались бессчётные детища военно-технической мысли Германии. «Генерал Холод», само собой разумеется, вести войну не только против немцев, бойцы Красной армии терпели от него не меньшие лишения. Но у войск СССР опыт ведения военных действий в условиях зимы был богаче германского.

Это видно хотя бы по тому, что в первой половине ВОВ главных удач отечественные воины получали как раз зимний период.

В сфере армейского изобретательства технике для ведения войны в условиях холодного времени года уделялось много внимания. Важный импульс это направление взяло по окончании советско-финской войны 1939–1940 годов, проходившей в жёстких климатических условиях. Как следствие, в 40-е годы показалось большое количество увлекательных, а время от времени и причудливых проектов, каковые до сих пор оставались неизданными.

От мотолыж до снежного глиссера

В мае 1941 года харьковский сантехник Х. Слепцов отправил письмо на имя тогдашнего наркома обороны СССР С. Тимошенко. Он предлагал выстроить машину с тремя лыжами: управляемой передней и двумя задними. В перемещение эта конструкция должна была приводиться мотоциклетным двигателем, соединённым роликовой цепью с шипованным ведущим колесом.

На передней вилке мотолыж должно было размешаться оружие — пулемёт Максима.

Изобретатели уделяли большое количество внимания технике для ведения войны зимний период. И не смотря на то, что многие проекты были нежизнеспособны, однако это был один из способов осмыслить боевой опыт Красной армии.

Текст письма был написан карандашом на фрагментах писчей бумаги, орфография у автора прихрамывала: «Скорость хода мотолыжей ровняется мотоцыклу». Однако армейские перенаправили проект в НИИ инженерной техники РККА, а оттуда — в отдел изобретений ГАБТУ, где его пристально проанализировали эксперты. Взяв обоснованный отказ с описанием всех недочётов проекта, Слепцов остался обижен.

Всего за сутки до начала ВОВ он написал второе письмо. Изобретатель просил дать идее движение и позвать его в Москву для управления работами. Не обращая внимания на сложнейшую обстановку начального периода войны, эксперты ГАБТУ не покинули без внимания и это сообщение.

Само собой разумеется, согласия на постройку собственных мотолыж Слепцов не добился.

В июле 1941 года в министерство обороны поступило предложение инженера А. Грандилевского называющиеся «зимний рейдер». Создатель придумал машину, которая способна по окончании комплекта скорости выполнять прыжки и маскировать себя снежной завесой наподобие дымовой. «Рейдер» должен был оснащаться запасными аппаратом и ракетными двигателями для выброса сигнальных ракет. «Я убедился, что в зимних условиях боевой борьбы в озерном крае (финский плацдарм и северные районы) соединения предлагаемых мною автомобилей обеспечат разгром неприятеля», — писал Грандилевский.

Мысль, что боевой аппарат обязан перемещаться не только по суше, по большому счету была популярна у изобретателей. Москвич В. Морозов в сентябре 1941 года написал письмо, начав его лиричной фразой «Наступает известная русская зима». Для частей Красной армии, которым предстояло сражаться на морозе и в снегах, создатель предлагал «применять хорошо-обтекаемую, владеющую хорошими аэро-динамическими особенностями крыло-параболу, поставив ее на лыжи и вооружить гранатомётными гнёздами и пулемётами».

Изобретатель подчёркивал, что «снежный глиссер не может быть приравнен к неуклюжим аэросаням». Приводить машину в перемещение должен был мотор от автомобиля ГАЗ. Морозов перечислил преимущества собственной идеи — простоту конструкции, эксплуатации и постройки. Но чертежа не приложил, ограничившись карандашным эскизом.

Лишь это изображение от «снежного глиссера» и осталось.

«Саламандра против нацизма», крылатые лыжи и педальный привод

В феврале 1942 года инженеры Невьянского машиностроительного завода А. Кузнецов и П. Альп направили конкретно И. Сталину проект со звучным заглавием «Саламандра против нацизма». Образность заглавия разъяснялась авторами так: «Саламандра — животное, которое имеет свойства принимать окраску под цвет окружающей его среды, ядовитое, неожиданно нападает на собственную жертву и очень тихо подкрадывается к ней, низкое, но долгое по форме».

Бронированный корпус на двух парах лыж должен был вмещать в себя одного красноармейца, талантливого вести пламя из пулемёта. Аэросани кроме этого планировалось оснастить направляющими для запуска реактивных снарядов. Подобное оружие потом прославило одно из подразделений английской армии — батальон «C» Колдстримской гвардии, в котором танки Sherman Firefly несли пусковые установки 76-мм ракет.

Но в отделе изобретений Главного автобронетанкового управления «Саламандру» забраковали вместе с ракетами.

Сражаться, лёжа в металлическом тубусе, мягко говоря, не весьма комфортно. Но в декабре 1942 года инженер-конструктор В. Локай выдвинул предложение бронированных мотосаней с экипажем из двух человек, находящихся в лежачем положении по бокам от силовой установки. Создатель рассуждал так: зимний период массовое применение бронетехники и мотоциклов осложняется, а простые аэросани слабо защищены и выдают собственное расположение шумом винтов и двигателей.

Выход виделся Локаю в сочетании преимуществ различных видов автомобилей. В частности — в защищённом корпусе с низким силуэтом, установленном на лыжи. Мотоциклетный двигатель, согласно точки зрения инженера, мог быть заменён ножным педальным приводом либо пневматикой — для преодоления маленьких расстояний при прорыве фронта.

Фантазии изобретателей возможно лишь позавидовать. Локай с его педальным приводом не одинок. В первой половине 40-ых годов XX века изобретатель Д. Галаган придумал аэросани «Автолошадь», представлявшие собой два кузова на полозьях, приводившиеся в перемещение не пропеллером на корме, а гребными колёсами по бортам.

Наконец, победной весной 1945-го слесарь К. Клобуков шагнул дальше собственных предшественников. Он внес предложение механические лыжи собственной конструкции, добавив: «И прошу сделать роздвижные крылья, что-бы в любую 60 секунд неудобные места имел возможность перелететь» (орфография и стилистика автора сохранены. — Прим. ред.).

При всей собственной причудливости обрисованные проекты были не только плодом фантазии нерадивых изобретателей. Это был один из реализации и путей осмысления боевого опыта, а заодно — искренней попыткой мирных советских граждан оказать помощь Красной армии. А экстремальные климатические условия послужили для этого источником воодушевления.

Просматривайте кроме этого:

  • Бронефантазии 40-х годов. Истребитель танков СИГ.
  • Бронефантазии 40-х годов. «Движущаяся крепость» майора Деркача.
  • В тени великих битв. «Лавина» на пляжах Италии.
Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 386, 473, 792, 957, 1067, 1069, 1229, 1347, 1689.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 94.
  3. Fletcher D. Sherman Firefly. Oxford: Osprey Publishing ЛТД., 2008.

Генерал Холод движется на Украину

Темы которые будут Вам интересны: