Бронефантазии 40-х годов. безмоторные танки

Бронефантазии 40-х годов. безмоторные танки

Конструкция танка примечательна тем, что в первый раз в истории его расчёт и орудие были не только защищены бронёй, но и обеспечены возможностью самостоятельно передвигаться. Начинав на поле боя в 1916 году, танки открыли новый, «моторный» период войны и задвинули лошадей на вторые роли.

Два с лишним десятилетия спустя кое-какие энтузиасты от изобретательства решили развернуть время вспять. Им показалось, что двигатель в конструкции танка — лишняя подробность. Два проекта, в которых авторы предлагали отказаться от мотора, дошли до Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной армии и после этого появились в архивах, ожидая, в то время, когда исследователи их отыщут.

Пулемётные бронекапсулы Юшко

Хронологически первый — проект, отправленный в апреле 1941 года. Автором идеи был инженер С. П. Юшко из Днепродзержинска. Вся сущность его плана укладывалась в одно предложение: «Для усиления огневой мощности танков к современным танкам прикреплять безмоторные бронированные необычные «вагоны», оборудованные двумя пулеметами любой»*.

Идеи танков без мотора пришли как будто бы из начала ХХ века. Отличие лишь в том, что вместо лошади их должны были тащить танки, тракторы либо тягачи

Создатель исходил из следующей аргументации: танки оснащаются сильными двигателями, и им свойственна высокая проходимость. Но для боевых автомобилей столь же серьёзна и огневая мощь, а на танк прямо незадолго до наступления нереально поставить дополнительное орудие либо пулемёт. Юшко, с его точки зрения, предлагал выход из обстановки.

На эскизе он наглядно изобразил несколько собственных «безмоторных танков» в качестве прицепов для простого танка. Таким методом он взял дополнительное прикрытие для самоходной автомобили из четырёх пулемётов за кормой. Создатель очень подчёркивал, что в сражении эти бронированные «вагоны» должны были направляться на дистанции 10–15 метров от танка-буксира.

На марше длину сцепки возможно было сократить до двух-трёх метров.

Вместо гусениц Юшко предлагал, дабы «безмоторные танки» перемещались «на колесах — барабанных, надетых на валы, каковые собственными финишами входят в роликоподшипники».

Корпус этих пулемётных капсул должен был изготавливаться из стали, толщина его противопульной брони не превышала 5 мм. Бойцы в автомобилей Юшко были бы вынуждены пребывать в положении лёжа. Создатель осознавал, что это возможно утомительно для красноармейцев, в особенности в дальних переходах. Исходя из этого он предусмотрел и возможность для экипажа усесться.

Действительно, наряду с этим головы «безмоторных танкистов» оставались бы снаружи, торча из открытых люков. Юшко учёл, что спустя пару часов перемещения по распутью на буксире у танка бойцов так растрясёт в их металлических саркофагах, что вряд ли они будут способны сражаться. Исходя из этого изобретатель предусмотрел наличие амортизации, но не рессорной, а в виде «амортизационных подушек».

«Прицепу (безмоторному танку) возможно придана маленькая ходкость за счет ручного приспособления», — добавил Юшко. Технические подробности он не расписывал, а суть предложения был несложен. В случае если ведущий танк подбивали, то «безмоторному» надлежало прикрыть его экипаж собственным корпусом, пока танкисты делают ремонт либо отступают.

С учётом ничтожной толщины брони данный поступок точно погубил бы бойцов в танкетке, но создатель это в расчёт не принимал.

Наконец, «безмоторный танк» возможно было применять для перевозки дополнительных снарядов либо горючего.

В действительности огневые точки, похожие на танкетку Юшко, уже использовались: к примеру, на протяжении советско-финской войны 1939–1940 годов. Ответа на сам проект изобретателя не сохранилось, но, вероятнее, он был отклонён.

«Безмоторный крутящийся танк»

Красноармеец П. Я. Шевченко и сержант технической работы П. Л. Курченков продемонстрировали собственное видение танка без двигателя. Их письмо поступило в ГАБТУ в первых числах Июня 1942 года. Перед тем как поведать о сути дела, авторы в широкой преамбуле поделились собственным видением тактики действий военной техники в сражении: «Не неважных результатов возможно достигнуть огнем с места из за укрытия, в то время, когда соперник использует танковую атаку, а после этого рассмотренные боевые порядки соперника получают отечественными автомобилями маневрирующими огнём и гусеницами», — писали авторы.

Но разбить неприятеля мало, необходимо высвободить территорию, занятую им, а после этого удержать её за собой. Для этого нужны огневые точки, лучше укреплённые, по причине того, что на открытой позиции оборону держать сложно. «Именно это положение и навело нас на идея создать такую огневую точку, при помощи которой мож было бы закреплять уже отбитую у соперника территорию», — резюмировали Курченков и Шевченко, переходя к описанию проекта.

«Безмоторный крутящийся танк» воображал собой бронированную полусферу без разделения на башню и корпус. «Такая форма придает танку громадную устойчивость, большое скольжение попадающих в него снарядов, бомб, пуль и др.», — поясняли изобретатели. Ещё одним преимуществом таковой конструкции они считали «отсутствие тени от танка на грунте». Это якобы облегчило бы маскировку автомобили.

Вопрос о том, как возможно вынудить танк не отбрасывать тени, остался открытым.

Наверное, Курченков и Шевченко, выбирая полусферическую форму для собственного танка, вдохновлялись устройством и внешним видом вращающихся броневых куполов — к примеру, таких, каковые устанавливались в укреплённых районах. Их танк должен был крутиться за счёт какого-либо «особого устройства» в днище. Тем самым обеспечивался круговой обстрел.

Авторы предусмотрительно оснастили собственное детище внутренней звукоизоляцией. Без неё экипаж полусферы, в которую попал бы боеприпас, ощущал бы себя приблизительно как в набатного колокола. Звукоизолирующая прокладка в один момент игралась бы роль теплоизоляции.

Оружие «безмоторного крутящегося танка» должно было складываться из противотанковой пушки и пулемёта. Очередной безымянный «особый механизм» снабжал бы орудию громадные углы вертикальной и горизонтальной наводки. Курченков и Шевченко думали, что создали машину рациональных устройства и размеров, разрешавших разместить в много снарядов.

Экипаж боевой полусферы должен был складываться из четырёх человек. Авторы потребовали, дабы их отбирали из умелых артиллеристов, умельцев и пулемётчиков в метании ручных гранат. «Для скрытого влезания в вылезания и танк, в днище танка имеется лаз через что легко возможно вылезть кроме того при обстреливании соперником», — уточняли изобретатели.

«Безмоторный крутящийся танк» необходимо было бы доставлять к месту действия на буксире. Курченков и Шевченко предлагали применять для этого не только танки, но и тягачи, тракторы либо кроме того тягловый скот. Напоследок изобретатели уверяли, что их детище надёжно защищено от действия химического оружия. Более того, боевая полусфера и сама имела возможность произвести газовую атаку.

Как как раз — авторы не поведали.

Ответ Курченкову из ГАБТУ за подписью инженер-майора Можелева (инициалы малоизвестны) был лаконичен: «Ваше предложение по поводу “Безмоторного крутящегося танка” по собственной идеи — не ново, подобные предложения к нам поступали раньше и проверялись фактически. Не может быть использовано».

Вторых аналогичных проектов в архиве пока не нашлось. Безмоторные танки были заведомо тупиковой ветвью армейского изобретательства. Они остались на бумаге, а танковые двигатели — на собственных местах — в моторно-трансмиссионных отсеках, где и им и положено быть.

* В цитатах пунктуация и авторская орфография сохранены.

Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 2049;
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 2134.

Броня России-7 серия / Танки 60-х годов. Время новых и экспериментов разработок.

Темы которые будут Вам интересны: