Британский «премьер» в ссср

В августе 1942 года состоялся визит в Москву английского премьера Уинстона Черчилля. Но, за месяц до того Черчилль уже прибыл в второй коммунистический город, Архангельск, караваном PQ-17, да ещё и не в единственном числе. Обращение, конечно же, идет о пехотных танках Churchill II и Churchill III. Всего в СССР был послан 301 танк данного типа, из которых до места назначения добрались 253.

Не обращая внимания на относительно маленький размер поставок, тёзки премьера Англии сыграли очень ключевую роль на полях сражений ВОВ. Достаточно сказать, что именно эти автомобили, наровне с КВ-1с, были главными тяжёлыми танками Красной армии в танковом сражении под Прохоровкой.

Скомпрометированный собственными армейскими

О существовании танков Churchill советские армейские определили в октябре 1941 года. В соответствии с справке, подготовленной информационным отделом Разведывательного управления Генштаба Красной армии, британцы с весны 1941 года начали производство тяжёлого пехотного танка МК-IV, кроме этого именовавшегося «Черчилль». В более поздних советских документах эта машина кроме этого известна как MK-IV.

Справка содержала в полной мере соответствующие действительности чёрта танка, например, данные о боевой массе и оружии. Более того, уже тогда у советской разведки имелись сведения о том, что вместо 2-фунтовой (40-мм) пушки на «Черчилль» планируется ставить орудие калибром в 57 мм. В полной мере точно в справке оценивались и количества выпуска танков данного типа.

Что очевидно не соответствовало действительности, так это большая скорость, которую авторы документа оценивали в 35–38 км/ч. До таковой скорости Churchill имел возможность разогнаться разве что с крутой горки.

Британский «премьер» в ссср

Не считая информации о «Черчилле», в справке фигурируют сведения о некоем британском 70-тонном тяжёлом танке, имевшем оружие из 3 пулемётов и 6 пушек, и экипаж численностью 11 человек. Тут угадываются последствия разработки британского тяжёлого танка TOG.

Первый документ, содержание которого посвящено поставкам Churchill в РККА

Вопрос поставки танков Churchill в СССР не поднимался впредь до весны 1942 года. Вместе с тем по поводу этих автомобилей шла достаточно активная переписка. Помимо этого, советские армейские представители осматривали фабрики, на которых производились такие танки. В частности, в январе 1942 года советская военная рабочая группа посетила завод Old Park Works Wednesbury в Бирмингеме. Завод данный входил в состав Midland Railway Carriage and Wagon Company. По данным комиссии, за чемь дней на нём выпускалось по 6–7 танков Churchill.

В феврале советские армейские попали за завод Vauxhall, что был производителем и головным разработчиком Churchill. В то время тут выпускалось по 10 танков этого типа в неделю. 28–30 апреля года рабочая группа попала на завод Leyland, кроме этого примененный в программе производства Churchill.

По оценке рабочей группы, тут производилось 7 танков в неделю.

Так, советские армейские представители смогли попасть на три из четырёх фабрик, на которых выпускались Churchill. Помимо этого, им удалось поприсутствовать на опробованиях Churchill IV, производство которых в то время лишь осваивалось на фирмах.

Члены советской военной миссии на опробованиях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 года

Первые переговоры о поставках британских тяжёлых пехотных танков Churchill в СССР проходили в марте 1942 года. Сперва обсуждались количества поставляемых боеприпасов и запчастей. Очень любопытно, что при с Churchill III шел разговор о поставках осколочно-фугасных снарядов, по 135 штук на танк. И это при том, что такие снаряды в Англии в то время кроме того не выпускалось.

Позднее данный пункт будет всплывать в документах с завидным постоянством.

В последних числах Апреля 1942 года британцы, наконец, определились с размерами поставок. Churchill должны были неспешно заменять в поставках танки Matilda. Первоначально предполагалось, что в СССР будет послано 25 танков.

Из них 23 штуки относились к модификации Churchill II, оснащаемой 2-фунтовыми (40 мм) орудиями. В некоем смысле возможно сказать о том, что британцы неспешно избавлялись от автомобилей первых серий с устаревшим к весне 1942 года оружием. С февраля 1942 года начался выпуск Churchill III, значительно более успешной модификации с более просторной башней и 6-фунтовым (57 мм) орудием.

Неспешно количество Churchill III в поставках возрастал: по замыслам: во второй партии предполагалось уменьшить число Churchill II до 21 танка.

Кроме этого оговаривалось, что поставляемые в СССР танки будут модернизированы с учетом найденных недочётов. По данной причине в регистрационных номерах по окончании пятизначной цифры шла буква R, что означало Remanufactured (модернизированный). Стоит подчернуть, что советские представители выступили против отправки с танками британских инструкторов.

Во-первых, с новыми танками ознакомился майор (позднее полковник) Ковалёв, что принимал участие в поездках советской военной миссии по британским фабрикам. Его безотлагательно возвращали в СССР, дабы он принимал участие в ходе приемки новых автомобилей. Во-вторых, без промедлений была переведена инструкции и документация по эксплуатации.

Перечень танков, прибывших конвоем PQ-17. Из 25 автомобилей, посланных с этим конвоем, к месту назначения прибыло всего 10

Отправка первой партии Churchill растянулась на пара месяцев. За это время соотношение танков различных модификаций в ней изменилось. В финальной версии оно составило 10 Churchull III и 15 Churchill II.

27 июня 1942 года был послан конвой PQ-17, что вёз в СССР, а также, 25 британских тяжелых танков. Форменный разгром, что конвою учинили немцы, прямым образом повлиял и на состав прибывших танков. Из транспортов, каковые везли новые танки, выжил лишь британский Ocean Freedom, 11 июля прибывший в Архангельск.

На его борту пребывало 5 Churchill II и 5 Churchill III.

По окончании разгрома конвоя PQ-17 в поставках последовала продолжительная пауза. Следующая партия пришла с конвоем PQ-18, прибывшем в Архангельск 21 сентября 1942 года. В этом случае до портов добралось 74 Churchill. Данный конвой стал последним, в котором прибыли Churchill II. Британские источники утверждают, что всего в СССР было послано 45 Churchill II, из которых прибыли на место 26 штук. Цифра эта пара отличается от действительности: из 74 танков, прибывших с конвоем PQ-18, к Churchill II относилось 15 автомобилей.

В общей же сложности поступило 20 таких танков, из них 19 послали в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк. Еще один танк был в составе 194-й учебной танковой бригады.

Одна из двух известных фотографий Churchill II в Красной Армии. Машина принадлежала 50-му гвардейскому тяжелому танковому полку

Разгром конвоя PQ-17 была только началом серии неудач, каковые преследовали Churchill в СССР. К моменту, в то время, когда танки лишь разгружались в порту Архангельска, стали поступать очень тревожные новости из Англии. Для начала, инженер-полковник Ковалёв сказал, что у танков с 6-фунтовыми пушками имеется неприятности, которые связаны с механизмом вертикальной наводки орудия. У одной автомобили такая неприятность обнаружилась при разгрузке.

На ходу автомобили в порту Бакарица от тряски картер механизма поворота треснул. Не смотря на то, что виновником был назначен воентехник 2-го ранга И.Ф. Лоленко, по факту виноватыми стоит вычислять британцев, каковые об имевшемся недостатке не предотвратили.

Еще одной извечной проблемой танков «Черчилль» были крылья. У половины танков они при разгрузке были помятыми.

Более значительной проблемой стало то, что двигатели танков часто ломались. Об данной проблеме британцы знали, и связана она была частично с модернизацией танков. Из-за разгрома конвоя PQ-17 нужного количества запчастей не прибыло, в следствии уже к концу августа 1942 года на один боеспособный танк стало меньше.

Еще одной проблемой выяснилось то, что специалист по Churchill кроме этого не прибыл. Им, не обращая внимания на возражения Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ), британцы прописали капитана Римингтона, но тот попал в германский плен. Вместо него был назначен капитан Кокс, что прибыл в СССР вместе с конвоем PQ-18.

Один из двух Churchill III, каковые проходили опробования на НИБТ Полигоне. Август 1942 года

Дополнительные неприятности с поставками танка создали сами британцы. В октябре 1942 года советской стороне стала дешева очень бурная переписка, которая связана с оценкой и разработкой танка британскими армейскими. Машина создавалась очень не легко, Что, но, для конструкции, созданной с нуля, в полной мере нормально. Но раскрывать все эти подробности потенциальным потребителям – далеко не самое разумное ответ.

В руки советских экспертом попала, а также, и переписка , касающаяся того, как дальше развивать конструкцию танка. В ней упоминались самые разные варианты, включая создание совсем нового танка.

Нужно ли сказать, что подобная информация отнюдь не повысила уровень доверия к танку со стороны советских армейских. На это наложилась информация о том, что 55 танков Churchill III, прибывших с конвоем PQ-18, имели недостатки пушек, которые связаны с механизмом отката. Исправлять недостаток было нужно, а также, и заводу №92.

В общем итоге советская военная приемка насчитала 9 разных недостатков. Неудивительно, что в бой Churchill пошли лишь в начале 1943 года.

На борту нанесены дающие предупреждение надписи о том, что совокупность охлаждения заправлена незамерзающей смесью

Не обращая внимания на такие нелестные отчеты, поставки британских тяжелых танков продолжились. 27 января 1943 года в Мурманск пришел конвой JW-52, с которым прибыло 40 танков. Зачтена эта поставка была уже февралём.

Среди прибывших танков имелись Churchill светло синий и Churchill IV. Автомобили последней модификация отличались от Churchill III конструкцией башен. Более технологичным выяснилось изготовлять их способом литья.

Самая большая поставка числом 121 танка была зачтена мартом. В действительности эти танки прибыли в СССР еще в последних числах Февраля 1943 вместе с конвоем JW-53. На этом поставки фактически закончились, только в августе 1943 года через Владивосток пришло еще 8 «Черчиллей».

Не считая этих последних танков, все остальные были доставлены в СССР северными конвоями. Всего было получено 253 Churchill, из них 105 в модификации Churchill IV.

Прекрасно виден дополнительный топливный бак в корме корпуса

По иронии судьбы, как раз весной 1943 года Churchill, наконец, смог реабилитироваться в глазах британских армейских. Эти танки оказали заметное влияние на ход военных действий в Тунисе. Churchill с уверенностью передвигались в гористой местности, оказывая весомую помощь британской пехоте. Помимо этого, танки из состава 48-го Королевского танкового полка (RTR) записали на собственный счет подбитый «Тигр», что сейчас представлен в музее в Бовингтоне.

По результатам боев в Тунисе Churchill был единственным танком британского производства, что начальники союзников оставили в первой линии. Вплоть до конца войны они оставались самыми массовыми британскими танками, а также танки Cromwell по численности не смогли их превзойти.

Однако, сами же британцы частично и спровоцировали прекращение поставок этих автомобилей в СССР. Но, направляться не забывать, что следующий северный конвой, JW-54, прибыл в СССР лишь в ноябре 1943 года. В значительной мере как раз паузу с северными конвоями был настоящей обстоятельством прекращения поставок «Черчиллей».

Помимо этого, по окончании Курской дуги стало ясно, что огневой бронирования и мощи этим танкам уже не достаточно.

Медленный, толстокожий и с замечательным орудием

Один из пяти Churchill III, прибывших в СССР конвоем PQ-17, в августе 1942 года отправился на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Это были чуть ли не первые опробования на Полигоне по окончании того, как из Казани он опять переехал в Кубинку. На опробования отправился танк с WD-номером T.31222R. Опробования, но, не задались сначала. На протяжении перегона со склада №511 на НИБТ Полигон танк вышел из строя.

Стало известно, что на ходу прокладка между верхней блоком и правой головкой цилиндров вышла из строя. Повреждение не было найдено вовремя, потому, что танк двигался ночью. В следствии охлаждающая жидкость вытекла, от перегрева головка и блок треснули.

Данный недостаток был отлично известен британцам.

Из-за поломки двигателя на танке T.31222R на опробованиях употреблялась вторая машина — T.31221R

Важная поломка двигателя поставила под вопрос предстоящие опробования. Танк послали на ремонт, где он на долгое время задержался, потому, что имелись значительные неприятности с запчастями. Появилась угроза срыва опробований. В следствии было решено передать Полигону на время второй танк с WD-номером T.31221R.

Потому, что машину предполагалось позднее послать в армии, программу опробований сократили. В общем итоге опробования проходили с 30 августа по 5 сентября 1942 года. Параллельно с ходовыми были совершены и опробования оружия.

По окончании них танк возвратился в Горьковский учебный центр и был в составе 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.

Прекрасно видна укладка троса

К моменту начала опробований танк уже деятельно эксплуатировался. Он прибыл из Горьковского учебного центра, где преодолел более 200 километров. Потому, что было как мы знаем, что в будущем танку предстоит боевая работа, количество ходовых опробований было решено урезать до минимума. Всего он прошел 97 километров по шоссе и 87 километров по проселку, включая маленький участок местности с целью проведения опробований по преодолению подъемов.

На танке употреблялся отечественный бензин Б-70, в который для повышения октанового числа добавили авиационную присадку Р-9. В соответствии с британским документам, рекомендовалось применять бензин с октановым числом не меньше 75.

По уровню броневой защиты с лобовой части Churchill III превосходил КВ-1

Громадных сюрпризов на протяжении опробований на шоссе танк не преподнес. Было разумеется, что тяжелая машина, созданная в качестве средства сопровождения пехоты, не имеет возможности ездить весьма скоро. Однако, на мерном участке машина развила большую скорость 28 км/ч, что для аналогичного танка в полной мере приемлемо.

Больше того, танк развил скорость, которая на 4 км/ч превышала паспортную! не меньше весьма интересно то, что средняя скорость по шоссе составила 25,4 км/ч, что было сравнимо со средней скоростью по шоссе советского тяжелого танка КВ-1. Иначе говоря в действительности британский танк был не таким уж и медленным.

В последовательности изюминок «Черчилля» необходимо подчеркнуть сдвоенное управление. В плюс «Черчиллю» шло и наличие гидравлического привода с сервомеханизмами, благодаря чему руководить танком выяснилось достаточно легко. Кроме этого испытатели отмечали плавное прохождение поворотов.

На 100 километров двигатель потреблял 325 литров бензина, что было признано приемлемым.

Churchill III, вид позади

В полной мере адекватно продемонстрировал себя танк и на проселке. Средняя скорость чистого перемещения составила 17,5 км/ч, а средняя техническая скорость 16,8 км/ч. Это кроме этого выяснилось сравнимо с КВ-1, средняя скорость по проселку у которого составляла 18 км/ч. Расход горючего составил 382 литра на 100 километров.

Запас хода по шоссе составил 246 километров, а по проселку 166, что кроме этого было сопоставимо с чертями КВ-1.

Тяжелая машина хорошо продемонстрировала себя на пересеченной местности

Последним этапом опробований стало преодоление подъемов. Для этого были выбраны овраги недалеко от деревни Агафоново на берегу Москвы-реки. На протяжении них стало известно, что при перемещении по песку большой угол подъема составил 27 градусов, потом гусеницы теряли сцепление с грунтом.

При с преодолением подъемов с покровом в виде мелкого кустарника и травы большой угол составил 30 градусов. Испытатели отмечали, что в этом случае танк двигался на пределе мощности мотора.

Как продемонстрировали опробования, езда по косогорам не была сильной чертой «Черчилля»

Пара иные показатели были взяты при перемещениях на косогорах. Уровень предельного крена умелым методом был выяснен в 20 градусов, по окончании чего случилось спадание гусеничной ленты. В целом конструкция подвески танка не очень содействовала езде в таком режиме.

На протяжении опробований два раза ломались тележки, ломался поводковый валик коробки переключения передач, несколько раз ломались траки. В целом советские эксперты признали ходовую часть достаточно не сильный для для того чтобы танка.

Схема обзорности. Как возможно подметить, с ней у британского танка дела обстояли весьма хорошо, в особенности если сравнивать с обзорностью КВ-1

Высокой оценки удостоилась обзорность танка. Хуже всего дела обстояли с обзором с места механика-водителя, которому очень сильно мешала очень сильно выступающая ходовая часть. Ненамного лучшей была обстановка у ассистента механика-водителя. Но совсем другая картина наблюдалась при с башней.

Благодаря перископическим устройствам в MK-IV обеспечивался хороший обзор, в особенности для таковой громадной автомобили. По окончании ознакомления с танком перископический прибор Vickers Mk.IV в СССР скопировали, назвав «перископическим прибор MK-IV». К слову, в этом случае это обозначение показывало не на уникальный индекс, а на то, что прибор употреблялся на танке МК-IV.

Броня Pz.Kpfw.III для 6-фунтовой пушки не воображала никаких неприятностей

Еще одной частью опробований стала стрельба по германскому танку Pz.Kpfw.III. Для обстрела был забран танк ранних серий с толщиной брони 30 мм. При обстреле в борт с 950 метров бронебойный боеприпас 6-фунтовой пушки пробил германский танк полностью, выйдя из другого борта. Стоит подчернуть, что обращение шла о ранней версии орудия, Mk.V, у которого протяженность ствола составляла 43 калибра. Не обошлось и без внештатных обстановок.

На седьмом выстреле пороховые газы разбили стекла фар и погнули левое крыло. На двадцать шестом выстреле отказала полуавтоматика.

Кроме этого опробования продемонстрировали, что установленный в танке 50,8-мм миномет может применять отечественные снаряды от 50-мм ротного миномета.

Обстрел «Тигра» продемонстрировал, что 6-фунтовое орудие было очевидно недооценено. В отличие от советских Ф-34 и ЗИС-5, борта германского тяжелого танка оно пробивало без неприятностей

Не обращая внимания на последовательность недочётов, по совокупности черт «тяжелый танк МК-IV» был в полной мере сопоставим с советскими тяжелыми танками. В заключении рабочая группа назвала «Черчилль» не доведенной до конца машиной, и частично это утверждение справедливо. Однако при последовательности очевидных недочётов у британской автомобили существовали и ответственные преимущества.

В первую очередь, это относится обзорности, которая очевидно превосходила обзорность КВ-1.

Помимо этого, оказалось, что огневая мощь орудия британского танка казалось недооцененной. Данный факт весной 1943 года показал обстрел германского тяжелого танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E.

Советские 76-мм танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли пробить германский тяжелый танк в борт кроме того с дистанции 200 метров. Одновременно с этим британская 57-мм противотанковая пушка, по тактико-техническим чертям (ТТХ) равнозначная танковому орудию, пробила борт корпуса германского танка на дистанции в 1000 метров, а борт башни – на дистанции 800 метров. В целом оружие британского танка выяснилось равнозначным советской противотанковой пушке ЗИС-2.

От Сталинграда до Таллина

Разгром конвоя PQ-17 достаточно очень сильно оказал влияние на процесс формирования частей, в каковые должны были поступать британские тяжелые пехотные танки. Вплоть до конца сентября 1942 года «Черчилли» были сосредоточены в 194-й учебной танковой бригаде. Она была организована в апреле 1942 года для обучения экипажей британских танков.

Кроме экипажей «Черчиллей», тут готовили экипажи «Валентайнов» и «Матильд». В будущем все прибывавшие в Горьковский автобронетанковый центр «Черчилли» кроме этого сперва проходили через 194-ю танковую бригаду. Кроме обучения экипажей, тут же выявлялись и неисправности.

Формирование новых частей началось в октябре 1942 года. Все британские танки данного типа попадали в отдельные гвардейские танковые полки, формировавшиеся по штату № 010/267. В соответствии с штатному расписанию, в любой полк входил 21 бронемашины и 3 танк. Первыми 8 октября 1942 года организовали 47-й, 48-й, 49-й и 50-й отдельные гвардейские танковые полки.

50-й гв. тп первоначально имел на вооружении только Churchill II, но позднее его укомплектовали двумя Churchill III.

Churchill III из 48-го гв.тп и его экипаж. Эта часть стала первой из гвардейских танковых полков, применивших «Черчилли» в сражении

Процесс подготовки «Черчиллей» к военным действиям лишний раз показывает правоту испытателей НИБТ Полигона, назвавших танк не до конца доведенным. «вести войну» с британской машиной было нужно довольно продолжительное время. Для начала, при участии завода №92 были утсранены недостатки, которые связаны с действием стрельбы 6-фунтовой пушки. Были заменены пружины и расточены цилиндры накатников, таковой переделке подверглись орудия всех Churchill III, прибывших в первой половине 40-ых годов XX века.

Никуда не делись и неприятности с моторами, решать их было нужно при помощи еще одного горьковского предприятия – ГАЗ им. Молотова. Отмечались поломки литых траков, осей ведущих ленивцев и колёс, эластичных приводов бензиновой помпы. Еще одной проблемой, распознанной в ноябре 1942 года, стало недостаточное сцепление гусеничных лент со льдом и снегом.

Эту неприятности решили силами 47-го гв. тп: в умелом порядке на танк с WD-номером T.68768 поставили траки с наваренными грунтозацепами. Опробования, совершённые 21 декабря 1942 года, продемонстрировали правильность идеи. По результатам опробований было приказано таким же образом переделать траки и на остальных танках.

При эксплуатации в зимних условиях было нужно столкнуться с забиванием снега. Его набивалось под крыльями столько, что по окончании 8–10 километров езды по снегу крылья довольно часто .

В целом статистика по количеству танков, имевших разные недостатки, смотрелась далеко не радужно. В 47-м гвардейском танковом полку те либо иные неисправности обнаружились на 12 танках, в 48-м гв. тп на 16, в 49-м гв. тп на 15 и в 50 гв. тп – на 8. Неудивительно, что отправка на фронт затянулась.

Подбитый Churchill IV, кроме этого входивший в состав 48-го гв. тп. Он был взят в мае 1943 года и потерян на протяжении оборонительных боев 6–7 июля на Курской дуге

Первым был признан боеготовым 48-й гвардейский танковый полк. 31 декабря 1942 года он поступил в распоряжение командующего Донского фронта. 16 января матчасть полка прибыла на станцию Кочалино. 19 числа танки появились в районе станции Питомник, где поступили в распоряжение руководства 21-й армии.

21 января полк поддерживал наступление 216-го и 218-го стрелковых полков на станцию Гумрак. Итогом первого дня боев стал захват хутора Гончара, трофеями стали 5 вражеских танков, 70 орудий, 15 минометов, 20 мотоциклов и около 800 автомашин. Личные утраты составили 4 поврежденных танка, 1 человек был убит, трое взяли 3 ранения.

На следующий сутки полк атаковал немецкие позиции на окраинах Гумрака. Утратив 2 танка сгоревшими и 5 подбитыми, 48-й гв. тп отошел на исходные позиции. 23 января ушло на ремонт ранее подбитых танков, а на следующий сутки атака повторилась.

На этот раз полк совместно с 216-м гвардейским стрелковым полком смог выполнить задачу и захватил Гумрак. Развивая успех, «Черчилли» гнали немцев еще 9 километров.

29 января полк придали 93-му гвардейскому стрелковому полку, новой задачей стала очистка Сталинграда от германских армий. Завязались уличные битвы, в которых «Черчилли» часто давили германские орудия гусеницами. За 30 января полк стёр с лица земли 4 германских танка, 20 орудий, 45 пулеметов и около 100 автомашин.

Похожим образом полк действовал впредь до 1 февраля. Было захвачено 9 танков, 50 самолетов, 1900 орудий и 90 автомашин. Всего входе боевых действий за Сталинград полк утратил 12 человек убитыми и 29 ранеными. Утраты в матчасти были низкими: безвозвратно было утрачено всего 2 танка, сгоревших на протяжении первой атаки на Гумрак.

Еще 6 танков потребовали капремонта, 13 – текущего ремонта. С учетом того, как не легко проходило освоение этих танков в армиях, такое много автомобилей, требующих текущего ремонта, не выглядит необычным.

48-й гв. тп был не единственным полком на «Черчиллях», что сражался в Сталинграде. Рядом действовал 47-й гв. тп, что с 9 января употреблялся в составе 65-й армии. Он действовал совместно с 91-й танковой бригадой, 33-й стрелковой и 67-й гвардейской стрелковой дивизиями. К концу января полк сражался недалеко от завода Баррикады, наряду с этим всецело работоспособными оставались только 3 его автомобили.

Как и при с 48-м гв. тп, большая часть его автомобилей не было утрачено безвозвратно, а потребовало ремонта.

Churchill III из состава 49-го гв. тп, Ленинград, зима 1943–44 годов

Следующей частью на «Черчиллях», которая вступила в бой, стал 50-й гвардейский танковый полк. 8 марта он совершил марш до ЖД станции в Неприятном, а 16 числа эшелон с матчастью 50 гв. тп прибыл на станцию Войбокало Ленинградской области. В первую атаку танки пошли 19 марта, действительно, сначала танкисты сражались, скорее, со своей матчастью. Первый танк вышел из строя еще на марше, еще один сжег фрикцион, два застряли в болоте.

На протяжении атаки в болоте застряло 12 танков, из них 2 еще и подорвались на минах. 2 танка были подбиты артиллерийским огнем. До вражеских позиций удалось добраться 2 танкам, из них 1 завяз в траншее, а позднее был сожжен соперником. На следующий сутки атака повторилась, в один момент завязшие автомобили частично удалось вытащить.

По результатам первых дней боев совместными действиями танков и пехоты удалось мало потеснить немцев.

22 числа атака снова повторилась, превратившись в настоящую эпопею. Три танка из пяти подорвались на минах. Гвардии капитан Н.Д. Белогуб, руководивший атакой, остался со своим экипажем в танке. В течение 4-х дней экипаж вел бой в подбитом танке, нанеся сопернику громадной урон.

26 марта машину удалось увести с поля боя, за показанный героизм Белогуб взял орден Суворова III степени.

По состоянию на 25 марта полк безвозвратно утратил 5 танков, 2 застряло в болоте, 6 пребывало в ремонте, 8 автомобилей осталось в строю. Позднее число боеспособных «Черчиллей» довели до 11, а недочёт матчасти удалось пополнить за счет получения 6 тяжелых танков КВ-1. Позднее «Черчилли» 50-го гв. тп принимали участие в операции «Брусилов», начавшейся 22 июля 1943 года. В целом британские танки были оценены очень положительно, они удачно взаимодействовали с пехотой.

К тому же, их проходимость выяснилось хуже, чем у КВ-1, а оружие, складывавшееся из 2-фунтового орудия, было не сильный. В последних числах Декабря 1943 года вместо «Черчиллей» полк взял танки КВ-1, а позднее – ИС-2.

Churchill III из состава 48 гв. ттп вступают в Киев

Продолжительнее продержались «Черчилли» в 49-м гв. тп. 14 марта данный полк прибыл на станцию Обухово, действительно, в бой он отправился существенно позднее. В течение 1943 года он пребывал в резерве, боевой дебют состоялся лишь 15 января 1944 года. 49-й гв. тп (правильнее, к тому времени уже 49-й гв. ттп — гвардейский тяжелый танковый полк) принимал участие в окончательном снятии блокады Ленинграда. Для восполнения утрат 25 января полк взял 23 БТ-5 и 3 БТ-7.

В таком очень необычном составе полк сражался до середины февраля 1944 года. Сейчас в его составе пребывало 13 «Черчиллей» и 16 БТ. Потом полк послали в Тулу для получения тяжелых танков ИС-2.

Схема военных действий 36-го гв. ттп на протяжении боев под Прохоровкой

Новая волна полков, вооруженных «Черчиллями», начала формироваться весной 1943 года. Связано это было с получением северными конвоями более чем полутора сотен автомобилей. Танки данного типа в течение весны 1943 года передали в 10-й, 15-й, 34-й и 36-й гвардейские танковые полки. Помимо этого, в мае 1943 года случилась ротация матчасти в 47-м и 48-м тяжелых танковых полках. Два полка из перечисленных выше (36-й и 48-й) принимали участие в Курской дуге.

48-й гв. ттп вступил в бой 6 июля 1943 года, за сутки утратив 8 танков (один из них был стёрт с лица земли германскими штурмовиками), записав наряду с этим на собственный счет 23 самоходных установок 13 и танка соперника. Действуя совместно с 21-й танковой бригадой, на следующий сутки полк отошел к Прохоровке. На протяжении отхода он утратил еще 7 танков, наряду с этим на собственный счет танкисты записали 5 танков и 7 самоходных установок.

В течение следующих дней оставшиеся 6 «Черчиллей» были переданы в 21-ю танковую бригаду. Опять полк взял «Черчилли» 9 сентября 1943 года, с ними он принимал участие в освобождении Киева.

В 36-м гвардейском танковом полку обстановка сложилась совсем в противном случае. 9 июля полк выдвинулся в район сосредоточения, наряду с этим 5 танков вышли из строя. Полк занял оборонительные позиции севернее Прохоровки. 12 июля полк принял самое активное участие в бою в районе Прохоровки.

Утром комполка ранило при налете вражеской авиации. Всего к началу сражения полк имел 15 боеспособных автомобилей. За 12 июля полк утратил 7 автомобилей сгоревшими и 4 подбитыми, на собственный счет они записали 6 германских танков, из них 2 «Тигра». По результатам боев июля-августа 1943 года в полку осталось 10 «Черчиллей». 23 августа их передали на ремонт, вместо них в октябре было получено 13 СУ-152 и КВ-1с.

В последних числах Декабря 1943 года полк снова взял «Черчилли», из них часть были теми самыми танками, каковые помогали ранее. Всего полк взял 14 «Черчиллей». На них он сражался под Псковом до начала апреля 1944 года.

В июне полк перевооружили на ИС-2.

Churchill IV из состава 260 гв. ттп в Выборге, июнь 1944 года

Интенсивное применение «Черчиллей» сделало собственный дело: к 1 января 1944 года безвозвратные утраты составили 160 танков, к 1 июня было утрачено еще 27 автомобилей. Из 66 оставшихся танков в частях пребывала 31 вещь. Сосредоточены они были, по большей части, на Ленинградском фронте, где самым активным образом употреблялись в операциях. К примеру, 16 июня 1944 года 260-й гвардейский тяжелый танковый полк взял 6 «Черчиллей», каковые применял на протяжении боев за Выборг.

В сентябре 1944 года 82-й танковый полк, имевший в собственном составе 10 «Черчиллей» и 11 КВ-1с, принимал участие в освобождении Таллина. К 1 января 1945 года в армиях еще имелось 63 танка данного типа, из которых 9 было утрачено в течение оставшихся месяцев войны. К 1 июня в Красной армии оставалось 54 «Черчилля», но в действующих частях их было всего 3 штуки.

Создатель благодарит Эндрю Хиллса (Andrew Hills), Англия, за помощь в подготовке данного материала.

Источники:

  1. Материалы ЦАМО РФ
  2. Материалы РГАКФД
  3. Архив автора
  4. Архив Эндрю Хиллса

Полярное братство. Документальный фильм. Премьера!

Темы которые будут Вам интересны: