Блицкриг советских танкистов в маньчжурии

Блицкриг советских танкистов в маньчжурии

В мае 1945 года СССР разорвал пакт о нейтралитете с Японией. 9 августа того же года Красная войска и армия Монголии нанесли удар по японским силам в Маньчжурии. Это было выполнение обещания, которое советская сторона дала союзникам на Ялтинской конференции 1945 года: вступить в войну с Японией через три месяца по окончании капитуляции Германии.

Соперником войск СССР была Квантунская армия, некогда — одно из самых респектабельных сухопутных войсковых объединений Японии. К 1945 году она была изрядно ослаблена, и её техническое оснащение было не на высоте. Однако японские силы в Маньчжурии насчитывали 600–700 тысяч людей. Забайкальский фронт наносил удар в северо-западной части Маньчжурского страны (Маньчжоу-Го).

На главном направлении наступала 6-я гвардейская танковая армия.

Бросок через Гоби

Главным ударным средством танкистов генерала А. С. Кравченко были «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы». Помимо этого, армии были приданы устаревшие БТ и Т-26. Их применяли отдельными подразделениями, задачей которых была борьба с пограничными заставами.

Скрыть переброску войск СССР в Сибирь было невозможно, в особенности с учётом того, что в Чите пребывало консульство Японии

Советские начальники справедливо полагали, что советские танки будут господствовать на поле боя в Маньчжурии и количественно, и как следует. Одно из наиболее значимых требований, которое выдвигали ко всем армиям, включая танковые, — стремительный натиск, разгром японских армий и захват территории. Наряду с этим руководство подчёркивало: «Отношение к китайскому населению должно быть самым доброжелательным в занятых городах нужно оставлять местные власти, а для наведения порядка назначать военных начальников».

На начальной стадии 6-я гвардейская танковая армия фактически не встречала военного сопротивления. Её главным соперником была маньчжурская природа. От границ Маньчжурии в течении полутора сотен километров тянулась сухая степь с песчаными землями, труднопроходимая для колёсного транспорта.

Виделись болота и бугры, каковые создавали неприятности кроме того при перемещении танков. Иногда за работу приходилось браться сапёрам, усиливавшим рыхлые песчаные низменности при помощи фашин.

Воду на первые два дня перехода танкисты везли с собой. Погода была жаркой, бойцам всегда приходилось напоминать о том, что воду необходимо экономить. Если судить по документам, выполняли это указание не все. Но, тяжело обвинять людей, каковые под палящим солнцем шли пешком, тряслись в грузовиках и сидели в раскалённых танках.

К концу броска через пустыню в документах отмечено пара смертей бойцов от теплового удара.

в первых рядах Большой Хинган

Темп наступления армии был высок: пехотные части продвигались за сутки на расстояние до 50 километров, а подвижные части проходили по 150. К вечеру 10 августа 6-я армия достигла хребта Громадной Хинган.

Японцы не напрасно отводили главные силы в Центральную Маньчжурию. Они считали, что Хинган очень сильно задержит Красную армию, и основания для этого в действительности были. В районе наступления горы Хингана имели высоту до 1500 метров, были лесистыми и изрезанными ущельями, на перевалах виделись верховые болота.

Надежды японцев не оправдались — 6-й танковой армии пригодились приблизительно дни, дабы пересечь Большой Хинган. Это выяснилось непросто. Местность была не только тяжёлой, но и малоисследованной. Правильных карт Хингана не существовало. Разведку местности приходилось вести на ходу. Огромную работу проделали сапёры, обеспечившую прокладку дороги на непроходимых участках.

На участке наступления 5-го гвардейского механизированного корпуса им было нужно срезать целый километр косогора. На горной реке Хорэн-Гол сапёры пара часов провели в ледяной воде по пояс, выкладывая камнями дно, дабы танки не увязли.

На перевале Кондолмо советские части вышли к японской военной школе, готовившей диверсантов. Состоялся скоротечный бой, из-за которого соперник утратил убитыми около 20 человек. Остальные скрылись в горах.

На спуске было не легче. Пошли дожди, грунт стал скользким. На крутых участках танки приходилось спускать, сцепив тросами.

Наряду с этим задние автомобили играли роль якоря для передних. Много машин 6-й танковой армии застряло и с опозданием добралось до города Лубэя, где армия остановилась 11 августа.

Гарнизон Лубэя был маленьким, так что и тут танкистам не было нужно повоевать всерьёз. Японцы были потрясены не мощью оружия, а скоростью, с которой советские танки перешли через горы, считавшиеся непроходимыми. Японский генерал, которого через полторы семь дней захватили, сообщил: «В то время, когда вы вошли в Хинган мы успокоились, по причине того, что знали, что вы выдохнетесь и в лучшем для вас случае повернёте обратно.

Так как по окончании Тамерлана никакая воинская часть не отваживалась лезть в Хинган. И внезапно в Лубэе — ваши танки, артиллерия, пехота»

В Центральной Маньчжурии

Выход к Лубэю был запланирован на пятый сутки операции, но 6-я гвардейская танковая армия опередила график на трое суток. Её отрыв от вторых соединений Забайкальского фронта превысил 300 километров. Выход замечательного ударного объединения на оперативный простор ставил Квантунскую армию в критическое положение, не оставляя ей времени на организацию мало-мальски стойкой обороны.

Сейчас армиям А. С. Кравченко было нужно не допустить отход соперника в Северный Китай и на Ляодунский полуостров. Соединения армии выходили на марш по мере доставки горючего. Целями наступления были большие города Мукден и Чанчунь.

Продвижение армии было всё таким же стремительным, а сопротивление японцев — всё таким же не сильный. Показательный пример: город Тунляо был забран мотоциклетным батальоном, делавшим роль передового отряда 5-го гвардейского механизированного корпуса.

Погода испортилась, на равнины Центральной Маньчжурии обрушились дожди. Советские колонны растянулись на многие километры, сапёры трудились не покладая рук. Лишь благодаря их упрочнениям армия имела возможность двигаться вперёд.

Один из участков местности был таким труднопроходимым, что автомобилям и советским танкам было нужно двигаться по насыпи железной дороги, а реки и ручьи пересекать вброд у ЖД мостов. Для колёсного транспорта, в особенности для машин громадной грузоподъёмности, это стало важным опробованием, много автомобилей вышло из строя. Скорость колонн упала до 12 км/ч.

18 августа на протяжении марша по железной дороге войска СССР трижды подверглись атаке лётчиков-камикадзе. Шесть самолётов таранили колонну, сожгли один танк и одну автомашину, погибло три человека. У станции Аэрсань ещё один самолёт таранил и поджёг танк.

Другие два разбились, не причинив ущерба.

Танкисты в качестве десантников и военнопленный император

В связи с тем что армиям требовалось как возможно скорее выйти к Тихоокеанскому побережью Китая, а дела с горючим обстояли не легко, руководство Забайкальского фронта решило высадить авиадесанты в наиболее значимых стратегических точках соперника: городах Мукден, Чанчунь, Дайрен и Порт-Артур. Потому, что собственных десантных сил у фронта не было, группы организовали из пехотного состава 6-й гвардейской танковой армии. Численность групп составляла от 150 до 200 человек.

Соотношение сил между советскими гарнизонами и десантными группами городов неизменно было в пользу японцев. Но победа была неизменно на стороне Красной армии

На фоне, к примеру, 40-тысячного гарнизона Чанчуня это смотрелось несерьёзно. Но на то, дабы захватить главные объекты города: телеграф, банк, ЖД станцию и т. д., а заодно разоружить гарнизон, группе под руководством гвардии полковника М. Мельниченко пригодилось около трёх часов. В числе военнопленных были и японские генералы.

Само собой разумеется, пленить генерала — громадное дело. Но гвардии майор П. Челышев, руководивший группой, высадившейся в Мукдене, превзошёл собственного боевого друга. Как и в Чанчуне, десантники скоро забрали под контроль главные точки города. На втором этаже строения аэропорта десантники нашли группу штатских.

Это были Пу И — император Маньчжоу-Го, подконтрольного Японии маньчжурского страны, и его свита.

Удачно закончились кроме этого дайренский и порт-артурский десанты. Через пара дней все города были заняты подошедшими армиями 6-й гвардейской танковой армии. На этом её 1400-километровый бросок через Маньчжурию завершился.

А 2 сентября Япония заявила о собственной безоговорочной капитуляции.

Просматривайте кроме этого:

  • Освобождение Парижа в фотографиях.
  • В тени великих битв. «Королевские тигры» под Шидлувом.
  • Бронефантазии 40-х годов. «Движущаяся крепость» майора Деркача.
Создатель текста — Владимир Пинаев

Источники:

  1. Документы сайта «Память народа».
  2. ЦАМО Ф. 210. Оп. 3116. Д. 293.
  3. ЦАМО Ф. 210. Оп. 3116. Д. 308.
  4. ЦАМО Ф. 3443. Оп. 1. Д. 77.
  5. ЦАМО Ф. 3403. Оп. 1. Д. 69.
  6. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 5. Победный финал. Завершающие операции Великой
  7. Отечественной войны в Европе. Война с Японией. М.: Кучково поле, 2013 .
  8. Морозов Н. Храбрецы операции в Мукдене. http://www.vladmuseum.ru/rus/news/index.php?id=64037.

1945г Маньжурия забытый блицкриг красной армии

Темы которые будут Вам интересны: