Битва за гуадалканал. переломный момент войны на тихом океане

Битва за гуадалканал. переломный момент войны на тихом океане

7 августа 1942 года началась полугодовая битва за Гуадалканал — остров на юге Тихого океана. К тому моменту японцы в противостоянии с США уже добились значимых удач в Новой Гвинее и на Филиппинах, деятельно бомбили австралийский порт Дарвин.

Гуадалканал в мае 1942 года перешёл в руки Японии практически без сопротивления. Остров был крайне важен для союзников со стратегической точки зрения — как плацдарм для будущего наступления на японцев. Исходя из этого ответные действия американцев предпринимались в ужасной спешке. Забастовка портовых работников и перебои с поставками заставили кинуть тягачи и тяжёлую артиллерию. Морпехи имели продуктов на 7 дней, скудный запас лекарств, снаряды на десять дней битв.

Всецело отсутствовали репелленты и противомоскитные сетки. Высадка заслужила прозвище «малобюджетная операция».

Захват Хендерсон-Филд

Утром 7 августа 1942 года 11 000 морских пехотинцев под руководством генерала Александра Вандегрифта высадились на остров. В этот самый момент их ожидал сюрприз: как грозными соперниками для США были авиация и японский флот, таким небоеспособным и не хорошо оснащённым был гарнизон, защищавший Гуадалканал. Самой тяжёлой частью высадки стал для морпехов дневный марш-бросок через заболоченные джунгли к строящемуся аэропорту на мысе Лунга.

Американцев ожидал сюрприз: как грозными соперниками для США были авиация и японский флот, такими небоеспособным и не хорошо оснащённым был гарнизон, защищавший Гуадалканал

Данный аэропорт японцы возводили с мая 1942 года силами двух тысяч насильно привезённых на Гуадалканал корейских рабочих. К августу он воображал собой неровное пятно расчищенных джунглей и два куска не хорошо укатанной земли на расстоянии километра друг от друга.

По окончании обстрела стройки с моря и налёта палубной авиации 8 августа начальник японских строительных и боевых частей Канаэ Мондзэн поддался панике и отдал приказ об отступлении. Кинув строительную технику, материалы, продовольствие и автомобили, японцы отошли на три километра от аэропорта. Заняв объект, американцы выстроили защитный периметр, оперативно разгрузили снабжение и всего за 14 дней закончили строительство, с которым японцы копались четыре месяца.

Новый аэропорт стал называться Хендерсон-Филд. 20 августа он принял собственную первую воздушную группу: эскадрилью истребителей F4F Wildcat и эскадрилью из 12 пикировщиков Douglas SBD Dauntless.

21 августа около 900 японских воинов под руководством полковника Киёнао Итики постарались нападать покинутый аэропорт, но катастрофически недооценили количество морпехов. Вместо двух тысяч американских солдат, как на то рассчитывал Киёнао Итики, японцев ожидало одиннадцатитысячное войско. Атака захлебнулась, а с восходом солнца американцы перешли в наступление. Уже к полудню бой превратился в избиение.

Лёгкие танки М2А4, вооружённые 37-мм пулемётами и пушками, имели возможность показаться забавными в Европе, но для беспомощной перед ними японской пехоты стали суровым соперником. пулемётный огонь и Картечь практически выкашивали джунгли совместно со всеми, кто в них скрывался. Разгром японцев был полным, полковник Итики не вынес позора и наложил на себя руки.

Токийский экспресс

В двадцатых числах августа японцы начали перебрасывать на Гуадалканал новые силы. Рейсы японского флота с Шортлендских островов на Гуадалканал через пролив «Щель» (Нью-Джорджия) взяли у союзников прозвище «Токийский экспресс».

снаряжение и японские войска доставлялись на лёгких крейсерах и эсминцах, не весьма вместительных, но более живучих под бомбами. Снабжать гарнизон японцы имели возможность по большей части ночью, а контейнеры приходилось торопливо вываливать за борт. Всё, что не успевали выловить береговые команды, уплывало либо тонуло.

Гибли и суда — дно пролива по результатам битвы выяснилось усеяно несколькими десятками остовов — от военных и эсминцев транспортов до авианосцев и линкора.

Из-за нехорошего снабжения японские части на острове питались практически подножным кормом. Распределённые по сёлам на постой маленькие гарнизоны не могли толком защищаться кроме того от рейдов маленьких групп морпехов.

Не всё шло гладко и у союзных сил. Суда обеспечения толком разгрузиться опоздали. Трофейная строительная техника владела обычным низким довоенным японским качеством. Скверное горючее доходило лишь для трофейных автомобилей.

Заболевания косили чуть ли не больше людей, чем активные боевые действия.

Будущее операции пребывала в шатком равновесии.

Путь в 600 миль

Налёты по 20–40 японских бомбардировщиков D3A1 Val и G4M Betty совершались на аэропорт каждый день, не смотря на то, что для этого им приходилось лететь около шестисот миль в одну сторону. Более чем скромный практический эффект бомбардировок японцев не останавливал.

В данной обстановке прекрасно показала себя так называемая «воздушная несколько “Кактус”» — авиация, которая базировалась на Хендерсон-Филд. Кроме того на скудном топливном пайке несколько снабжала прикрытие аэропорта. Любая сорванная японская бомбардировка была безлюдной тратой ресурсов, к тому же далеко не все повреждённый самолёт выдерживал шестисотмильный перелёт к себе.

В воздушном бою американцы действовали парой. Истребитель F4F был достаточно прочен, дабы продолжительно жить в прицеле японского А5М2. И, пока пилот «Зеро» увлечённо преследовал один самолёт, второй заходил ему в хвост и в считанные секунды разносил японца в клочья.

Принимать одиночные битвы и бросать напарника американцам строго воспрещалось. Сбитого американского лётчика, в большинстве случаев, подбирали, а сбитые японцы пополняли перечни пропавших без вести.

Японцы не знали, что большинство их бомб с некоторых пор неизменно накрывала остовы подбитых американских самолётов, выставленные в качестве приманки

По окончании нескольких недель бомбёжек аэропорт Хендерсон-Филд стал основной целью для японского руководства. Особые группы истребителей заманивали американские самолёты прикрытия под удар, бомбардировки в две волны обеспечивали, что вторую отразить не удастся. Но японцы не знали, что большинство их бомб с некоторых пор неизменно накрывала остовы подбитых американских самолётов, выставленные в качестве приманки.

Ночью 14 октября японцы атаковали аэродром с моря и в полной мере удачно: два линейных крейсера «Конго» и «Харуна» стёрли с лица земли 48 из 90 самолётов, пребывавших на аэропорте. Но забрать Хендерсон-Филд японцы однако не смогли.

Фатальная неточность генерала Хякутакэ

К 17 октября численность японских армий на острове достигла 20 000 человек. Руководил ими генерал Харукити Хякутакэ. Он очень сильно недооценил силы соперника, думая, что ему противостоят не более 10 тысяч морпехов, в то время как в действительности их было около 23 000.

Решающая атака на суше в последних числах Октября переносилась трижды. Артиллерию японцам было нужно кинуть на марше, одну из частей опоздали предотвратить о новой дате наступления, и та утратила все танки в атаке без помощи. Два дня войска Хякутакэ бесполезно долбили американскую оборону лобовыми атаками, по окончании чего генерал приказал отойти.

Утраты японцев составили около 3000 человек лишь убитыми. У американцев погибло всего 80 человек.

Ноябрь ознаменовался наступлением морпехов и неоднократными срывами любых попыток вернуть снабжение японского гарнизона. Действия японского флота были похожим нехорошую комедию: крейсеры и эсминцы на полном ходу выбрасывали за борт топливные бочки с продуктами и медикаментами в расчёте на то, что их, возможно, прибьёт к берегу. На суше ежедневно умирало от болезней и голода до 50 человек. С 4 до 7 февраля 1943 года остатки японского гарнизона численностью 10 652 человека эвакуировали морем. 9 февраля американское руководство заявило Гуадалканал свободным от сил соперника. С этого момента и до конца войны инициатива на Тихом океане перешла в руки союзников.

3000

воин утратил генерал Хякутакэ на протяжении атаки Хендерсон-Филд. У американцев погибло всего 80 человек

Создатель текста — Михаил Лапиков.

Михаил Лапиков — историк, сотрудник архивной группы. На данный момент занят каталогизацией и поиском актуальных исторических документов о военных действиях США в Тихоокеанском регионе во время второй мировой.

Источники:
  • Timothy L. Cubb. CACTUS Air Power at Guadalcanal.
  • Charles L. Updegraph Jr. US Marine Corps Special Units of WWII.
  • Notes on Jungle Warfare from the U.S. Marines and the U.S. Infantry on Guadalcanal Island, 1942.
  • Harmon M. F. Army in the South Pacific.

Битва на Гуадалканале. Секреты Второй мировой BBC. 4 серия

Темы которые будут Вам интересны: