Автомат калашникова среди гусеничных машин

За полвека работы в составе армии многих государств транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных автомобилей благодаря безотказности и своей неприхотливости

История многоцелевых БТР семейства МТ-ЛБ, взявших в армиях прозвище «мотолыги», берёт собственный начало в начале шестидесятых годов, в то время, когда руководство Армии СССР решило о замене устаревших гусеничных артиллерийских тягачей АТ-П на новую бронированную машину для буксировки орудий, и военных грузов и перевозки расчётов. Потому, что машина расценивалась как запасной, то в целях экономии времени и средств было издано постановление о её создании на базе уже спроектированного, но ещё не запущенного в производство гражданского транспортёра МТ-Л путём разработки нового бронированного корпуса.

Разработка проекта нового транспортёра была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. Проектные работы завершились в первой половине 60-ых годов двадцатого века, а серийное производство автомобили началось двумя годами позднее.

Автомат калашникова среди гусеничных машин

МТ-ЛБ в базисном варианте – тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны коробки с снарядами для орудия, штатный пулемёт ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания, расположенным на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 года

Источник: topwar.ru

Транспортёр МТ-ЛБ спроектирован по следующей схеме: трансмиссионное отделение (в нём смонтированы механизм поворота и коробка передач, составляющие единый блок); отделение управления (отделено от трансмиссионного броневой перегородкой, в нём размещаются командира механика-и сиденья водителя); моторное отделение (расположено за отделением управления с левого борта автомобили, в нём расположены главный фрикцион и двигатель); транспортно-грузовое отделение (занимает кормовую часть автомобили и связано с отделением управления лазом на протяжении правого борта).

Десантное отделение МТ-ЛБ. в первых рядах за проходом видно радиостанция и командирское сиденье Р-123М, в левом верхнем углу – нагнетатель-отопитель; слева и справа – сиденья для десанта; под ними – топливные баки. Посёлок Тоцкое, март 2003 года

Источник: otvaga2004.ru

Влагонепроницаемый корпус МТ-ЛБ сварен из металлических плит маленькой толщины и снабжает ограниченную защиту от стрелкового оружия (от винтовочной пули патрона 7,62х54 на расстояниях более 200 м). Броневая защита транспортёров приводила к многочисленным нареканиям со стороны участников локальных распрей, пробовавших усилить её всеми дешёвыми методами, начиная от обкладывания мешками с песком и заканчивая установкой элементов активной брони.

МТ-ЛБ с дополнительными элементами бронирования из состава 2-го мотострелкового батальона корпуса народной милиции ЛНР. Полигон Новопавловка (район Луганска), март 2015 года

Источник: dnr-news.com

Ходовая часть автомобили складывается из двенадцати опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего размещения и двух гусениц. Транспортёр способен осуществлять перемещение по воде за счёт перемотки гусениц. Изначально машина проектировалась для буксировки артиллерийских совокупностей калибром до 100 мм (а также БС-3 и МТ-12), перевозки грузов, и для применения её в качестве санитарных автомобилей переднего края.

МТ-ЛБ санитарной роты 71-го мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии. Чеченская Республика, июль 2000 года

Источник: topwar.ru

За полвека работы в составе армии многих государств транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных автомобилей благодаря безотказности и своей неприхотливости. К семейству МТ-ЛБ относятся фактически сами транспортёры типов МТ-ЛБ, МТ-ЛБу (удлинённая модификация, созданная в конце 60-х годов), МТ-ЛБМ, МТ-ЛБУМ (модификации, созданные в ОАО «Муромтепловоз» и прошедшие войсковые опробования в 2001 и 2003 годах соответственно).

Тактико-технические характеристики транспортёров МТ-ЛБ, МТ-ЛБу и МТ-ЛБМ

МТ-ЛБ

МТ-ЛБу

МТ-ЛБМ

Боевая масса, т

9,7

11,5

10,5

Экипаж, человек

3+10

1+6

8

Габаритные размеры, мм

протяженность

6454

7210

6450

ширина

2850

2850

2845

высота

1865

2035

2200

клиренс

395

400

нет данных

Двигатель

ЯМЗ-238В, мощностью 240 л. с.

ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л. с.

ЯМЗ-238Б-3, мощностью 300 л. с.

Число опорных катков

12

14

12

Удельное давление на грунт, МПа

0,045

0,0485

0,046

Скорость хода, км/ч

по шоссе

60

61,5

60

по пересечённой местности

нет данных

32

нет данных

на плаву

нет данных

5

5

Запас хода, км

500

500

500

Военные машины мотострелковых подразделений

В отличие от послевоенных теорий, разглядывавших мотопехоту как однородную массу, современная теория разделяет её на пара типов в соответствии с уровнем подготовки и кругом боевых задач. В соответствии со спецификой решаемых задач формулируются и требования к военным машинам моторизованной пехоты.

Требования к военным машинам разных видов мотопехоты

Тип пехоты

Ударная

Простая

Лёгкая

Особая

Боевые задачи

Наступательные операции против целой обороны соперника, организация обороны на необорудованных пределах

Наступательные операции против очаговой обороны соперника, организация обороны на слабооборудованных пределах

Организация обороны на оборудованных пределах

Ведение наступательных и оборонительных действий в территориях со сложным рельефом либо особенными климатическими условиями

Задачи боевых автомобилей

Транспортировка личного состава в зоне битв, огневая помощь на протяжении проведения наступательного и оборонительного боя

Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к территории битв, огневая помощь на протяжении оборонительного боя на позициях либо на марше

Транспортировка личного состава к территориям, приближенным к территории битв, огневая помощь на марше

Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к территории битв, огневая помощь на протяжении оборонительного боя на позициях либо на марше

Уровень требований к военным машинам

Огневая мощь

Большой

Средний

Низкий

Средний

Бронирование

Большой

Средний

Низкий

Низкий

Проходимость

Большой

Средний

Низкий

Большой

Для оружия моторизованных подразделений ударной пехоты, в большинстве случаев, употребляются автомобили на гусеничном ходу, с серьёзным бронированием и артиллерийским вооружением (существуют кроме того сверхтяжёлые БМП, созданные на базе главных танков). В силу дороговизны таких БМП главную массу моторизованных подразделений вооружают бронетранспортёрами на колёсном ходу.

Колёсные бронетранспортёры имеют сопоставимые боевые возможности для ведения обороны при более эксплуатации и низкой стоимости производства, исходя из этого простая пехота, в большинстве случаев, вооружается БТРами. Со своей стороны, лёгкая моторизованная пехота предназначена скорее для охраны тыловых районов и неответственных участков фронта, исходя из этого для транспортировки таких подразделений, в большинстве случаев, употребляется автотранспорт (ведущие армии мира применяют особый колёсный транспорт с противопульным бронированием, а большая часть государств – простой автотранспорт с полным приводом). Особые подразделения пехоты предназначены для ведения военных действий в горах, лесистой и болотистой местности, условиях Крайнего Севера. В аналогичных условиях большее значение имеет не бронирование (наступательный бой значительно чаще ведётся в пешем строю, а при ведения оборонительного боя технику возможно укрыть в окопе), а следующие факторы:

  • высокая проходимость и громадная удельная мощность;
  • надёжность в эксплуатации, простота в ремонте и обслуживании;
  • удобство действий членов экипажа, военного имущества и размещения десанта на протяжении исполнения служебно-боевых задач при долгом отрыве от мест постоянной дислокации либо базисных центров.

Транспортеры семейства МТ-ЛБ, владеющие достаточной грузоподъёмностью и высокой проходимостью для установки крупнокалиберного стрелкового либо мелкокалиберного артиллерийского оружия, не обращая внимания на не сильный бронирование, были действенными для применения в моторизованных подразделениях, действующих в лесах, горах либо болотистой местности.

МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. Посёлок Тоцкое, июль 2003 года

Источник: topwar.ru

В Советском Альянсе были созданы следующие модификации транспортёров семейства МТ-ЛБ, употребляющиеся в качестве военной машины моторизованной пехоты:

  • МТ-ЛБВ – снегоболотоходный вариант транспортёра МТ-ЛБ, созданный для оружия моторизованных подразделений, дислоцированных в арктических и субарктических районах (состоял на вооружении 54-й, 64-й, 111-й и 131-й мотострелковых дивизий Ленинградского военного округа). На МТ-ЛБВ употреблялись гусеницы, расширенные с 350 до 670 мм. Масса автомобили образовывает 10,35 т, протяженность – 6454 мм, ширина – 3150 мм, высота – 1865 мм. Транспортёр вооружён пулемётом ПКТ калибра 7,62 мм и может буксировать прицеп массой до 4 т;
  • МТ-ЛБВМ – версия с установкой вместо башни с пулемётом ПКТ более большого открытого боевого модуля с 12,7-мм пулемётом НСВТ;
  • МТ-ЛБВМК – версия с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд» и двигателя ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.);
  • МТ-ЛБВМ1К – версия, приспособленная для применения в высокогорных районах с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд», двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 (мощность – 310 л. с.), новой радиостанции и более замечательного отопителя.

По окончании распада СССР производители в Российской Федерации («Муромтепловоз», «Курганмашзавод») и Украине (Харьковский тракторный завод) создали личные модификации БТР для моторизованных подразделений пехоты.

Российские модификации

В РФ на основании предложений 21-го НИИ автомобильной техники экспертами ОАО «Муромтепловоз» были созданы две параллельные линейки модификаций транспортёров 6МА и 6МБ, главное отличие которых пребывает в употребляющихся боевых модулях (от БТР-80 и БТР-80А соответственно).

МТ-ЛБМ (изделие 6МА) – вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, подобной боевому модулю БТР БТР-80 (14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ). Масса – 11,49 т; протяженность – 6450 мм; ширина – 2845 мм; высота – 2200 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.

МТ-ЛБМ (изделие 6МА)

Источник: topwar.ru

МТ-ЛБМ существует в нескольких предположениях, отличающихся установленным на них оружием:

  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА1) – машина с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – гибридная версия проектов 6МА1 и 6МА2 с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ, пулемёта ПКТ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА2) – машина с 23-мм автоматической пушкой 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23) вместо пулемёта КПВТ;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА3) – машина, по огневой мощи максимально приближенная к БМП. Вооружена четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-30 «Атлант». Угол возвышения оружия – до +50 градусов; башня оснащена электроприводом наведения. Установлен двигатель ЯМЗ-238БЛ (мощность – 310 л. с.) и трансмиссия с гидрообъёмной передачей;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – машина, вооружённая 23-мм автоматической пушкой КПВБ, 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 (приводы оружия – ручные);
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ) – вариант МТ-ЛБМ с 30-мм пушкой 2А72, башенная установка подобна той, что устанавливается на БТР БТР-80А. Масса – 11,92 т; протяженность – 6509 мм; ширина – 2865 мм; высота – 2580 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.

МТ-ЛБМ (изделие 6МБ)

Источник: topwar.ru

  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ2) – версия с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя». Оружие вынесено из башни (угол вертикальной наводки образовывает до +70 градусов). Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет дневной и ночной прицелы;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ3) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ4) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
  • МТ-ЛБМ1 (изделие 6М1) – версия с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью 300-310 л. с. и механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом;
  • МТ-ЛБМ1А7 – версия с башенной установкой, вооружённая 12,7-мм пулемётом «Корд» (боекомплект – 1050 патронов), пулемётом ПКТ (боекомплект – 2000 патронов) и гранатомётом АГС-17 (боекомплект – 200 выстрелов). Оснащён совокупностью 902В для постановки дымовых завес. Экипаж – 3 человека; десант – 8 человек;
  • МТ-ЛБМ1Б2 – версия с башенной установкой, вооружённая 30-мм пушкой 2А42, пулемётом ПКТ и гранатомётом АГС-17. Боекомплект складывается из 300 снарядов, 2000 выстрелов и 200 патронов соответственно. Оружие установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у БТР БТР-80А. Экипаж – 3 человека; десант – 6 человек;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б3). Машина имеет следующие изюминки: дизельный двигатель ЯМЗ-238Б-3 с турбонаддувом (мощность – 300 л. с.); гидрообъёмный механизм поворота; амортизаторы повышенной энергоёмкости; сервирование приводов управления; штурвальное управление приводом поворота. Живучесть автомобили снабжают защитные противоминные поддоны, совокупность ППО, независимые водооткачивающие насосы и водоизмещающие крылья. Масса – 12,7 т. Машина вооружена усовершенствованной башенной установкой, на которой монтируется 30-мм непроизвольный гранатомёт АГ-17, 12,7-мм пулемёт «Корд» и спаренная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23;

МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б3)

Источник: topwar.ru

  • МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б4) – версия, отличающаяся от изделия 6М1Б3 компоновкой последовательности агрегатов;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б5). Машина имеет следующие изюминки: дизельный двигатель ЯМЗ-238Б-3 с турбонаддувом (мощность – 300 л. с.); гидрообъёмный механизм поворота; амортизаторы повышенной энергоёмкости; сервирование приводов управления; штурвальное управление приводом поворота. Живучесть автомобили снабжают защитные противоминные поддоны, совокупность ППО, независимые водооткачивающие насосы и водоизмещающие крылья. Масса – 12,8 тонны. Машина вооружена усовершенствованной башенной установкой, на которой монтируется 30-мм непроизвольный гранатомёт АГ-17, 12,7-мм пулемёт «Корд», спаренная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23 и два ПЗРК «Игла»;

Боевой модуль МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б5)

Источник: btvt.narod.ru

  • МТ-ЛБМ2 (изделие 6М2) – модификация «Курганмашзавода» (ведущего российского производителя БМП) с установкой трансмиссии и нового двигателя с гидрообъёмной передачей. Рычаги управления заменены на штурвал. Дополнительно установлен 30-мм непроизвольный гранатомёт АГ-17.

Украинские модификации

Работы по модернизации МТ-ЛБ на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе стали причиной появлению следующих автомобилей:

  • МТ-ЛБР6 – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «ЗТМ-1». Оружие: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и 7,62-мм пулемёт КТ (ПКТ украинского производства). Для экономии места в бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по его бокам (в лобовой проекции коробки боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами). Машина оснащена шестью дымовыми гранатомётами «Туча». Уровень защиты МТ-ЛБР6 повышен при помощи разнесённого бронирования, устанавливаемого поверх корпуса автомобили, и кевларового подбоя. Ходовая часть БМП закрыта противокумулятивными экранами. Модернизация автомобили стала причиной заметному повышению её массы, что было компенсировано новым двигателем мощностью около 310 л. с. Десант – 7 человек;
  • МТ-ЛБР7 – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Штурм». Оружие: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1; спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62; две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М»; 30-мм непроизвольный гранатомёт; дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Десант – 7 человек;
  • МТ-ЛБМШ – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал». Оружие: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1; спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62; две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер»; 30-мм непроизвольный гранатомёт; дымовые гранатомёты. Десант – 7 человек.

МТ-ЛБМШ

Источник: topwar.ru
Отзывы армейских

Не обращая внимания на столь внушительную номенклатуру изделий, отношение к ним в Вооружённых силах РФ на большом растоянии неоднозначное. По словам бывшего помощника командующего Северокавказским армейским округом по оружию генерала Владимира Недорезова, оружие МТ-ЛБ 30-мм пушками и усиление бронирования по боевым возможностям приблизило их к БМП, но значительно снизило манёвренность, за которую эти автомобили и ценили в армиях. Показательным есть и вывод офицеров об умелой эксплуатации МТ-ЛБМ 6МА (армейский номер – 15-67) и МТ-ЛБМ 6МБ (армейский номер – 15-68), проходивших опробования в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона 42-й гвардейской мотострелковой дивизии в 2000–2001 годах. По итогам опробований были указаны следующие недочёты этих автомобилей:

  • техобслуживание комфортно, но трудоёмко из-за повышенного износа некоторых узлов и деталей;
  • затруднения в переключении передач и нередкая необходимость приводов и регулировки механизмов;
  • затруднено размещение личного состава в десантном отделении;
  • размещение грузов ограничено если сравнивать с простыми МТ-ЛБ, выгрузка и погрузка затруднены.

МТ-ЛБМ (изделие 6МБ) в парке воинской части 42-й мотострелковой дивизии. Чеченская Республика, Ханкала, май 2000 года

Источник: topwar.ru

Нельзя не признать частичную правоту генерала Недорезова – создание полноценной БМП на базе МТ-ЛБ представляется нецелесообразным. Иначе, оружие МТ-ЛБ автоматическими пушками калибра 23–30 мм есть следствием успешного применения на протяжении Афганской локальных конфликтов и войны на территории бывшего СССР транспортёров с зенитными установками ЗУ-23. Более перспективным представляется применение для оружия МТ-ЛБ безэкипажных боевых модулей, что разрешает рационально применять внутреннее пространство транспортёров.

МТ-ЛБ с установленной ЗУ-23-2 на полигоне 1-й артиллерийской бригады «Кальмиус». Донецк, март 2015 года

Источник: vk.com/rparmy

Неспециализированные информацию о количестве произведённых транспортёров МТ-ЛБ противоречивы и колеблются в диапазоне от 7500 до более чем 10 000 единиц (не считая вторых автомобилей, созданных на базе МТ-ЛБ). Противоречивы и информацию о количестве исправных транспортёров в составе армии разных стран. С некоей степенью условности возможно сказать о пяти-семи тысячах единиц, состоящих на вооружении армий тридцати-тридцати пяти государств.

Главными эксплуатантами МТ-ЛБ сейчас являются Украина и Российская Федерация (около 5000 и около 2000 единиц МТ-ЛБ соответственно).

По собственной боевой эффективности транспортёры семейства МТ-ЛБ, непременно, уступают военным машинам пехоты, но в полной мере сопоставимы с современными колёсными бронетранспортёрами. Главным преимуществом транспортёров семейства МТ-ЛБ есть их безотказность и надёжность. В качестве главного недочёта этих автомобилей в большинстве случаев упоминают недостаточное бронирование, но направляться учитывать, что МТ-ЛБ не предназначалась создателями для применения в первой линии боевых порядков.

Исходя из этого вряд ли будет преувеличением заявить, что на сегодня мало бронированных транспортёров смогут сравниться с МТ-ЛБ по эффективности и соотношению стоимости.

Автомат Калашникова против бронированного Mercedes-Benz GL-Class

Темы которые будут Вам интересны: