Американские индейцы. люди войны

Американские индейцы. люди войны

Последним большим сражением между потомками и североамериканскими индейцами первых европейских поселенцев считается битва с показательным заглавием «Бойня на ручье Вундед-Ни». Это сражение, произошедшее в декабре 1890 года, завершило череду так называемых Индейских войн, растянувшихся на три столетия. Племена краснокожих были покорены, термин «резервация» жёстко укрепился в словарях американской и канадской лексики.

Нисколько не оправдывая жестокость европейских их потомков и поселенцев, необходимо подметить, что индейцы Северной Америки также не были добрыми хлюпиками. На континенте ещё и духа белого человека не было, а племена краснокожих уже вовсю наносили друг другу визиты с томагавками войны наперевес. Современный историк говорит о очень примечательном обычае, бытовавшем у племени черноногих.

При рождении сына папа просил у солнца дать мальчику силу, храбрость и «пускай он лучше погибнет в битве, чем от болезни и старости!».

Штрихи к портрету индейского солдата

Для индейцев война была не только методом обогащения либо мести, но ещё и вопросом престижа. Тот, кто не вести войну, — не заслуживал кроме того мизерного уважения. В то время, когда кое-какие кочевые племена переносили собственный лагерь и у какой-то семьи не было лошадей, по причине того, что их угнали неприятели либо они погибли не известно почему, с ними делились родственники либо вожди. Трусу либо не сильный человеку говорили: «Иди пешком!»

Десять лошадей, угнанных из табуна, ценились индейцами меньше, чем одна, уведённая от жилища неприятеля. А ружьё, забранное у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки соперника на скаку

В отличие от утилитарного европейского подхода к тактике, индейцы щедро разбавили собственное воинское мастерство элементами волшебства, ритуалов и привнесли в него элементы необычного шоу. К примеру, нельзя было легко угнать лошадей у соперника, было нужно, дабы он осознал собственное унижение. Исходя из этого индейцы перерезали верёвки, которыми были привязаны лошади, а не отвязывали их.

Краснокожие с размахом праздновали уход на успех и войну собственного похода. При неудачи и гибели вождя либо известных солдат всё селение старались предотвратить заблаговременно, дабы они встречали возвращавшийся отряд трауром.

Раздельно необходимо подчеркнуть, что индейцы создали сложную совокупность подвигов. В случае если сказать кратко, то любой поступок, совершённый индейским солдатом в бою либо набеге, имел собственную сокровище. К примеру, десять лошадей, угнанных из табуна, ценились меньше, чем одна, уведённая прямо от жилища неприятеля. А ружьё, забранное у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки соперника прямо на скаку.

Самый интересным вариантом подвига были так именуемые «ку», распространённые у индейцев Великих Равнин. Сущность его сводилась к тому, дабы дотронуться до неприятеля в сражении либо ударить его (рукой либо палкой), но не убивать. Возможно было кроме этого касаться и имущества соперника. До тех пор пока индейцы вести войну между собой, совокупность «ку» процветала.

В то время, когда сражаться было нужно с армией США, это начало приносить краснокожим храбрецам больше неприятностей, чем славы.

С того момента, как индейцы Северной Америки начали обширно применять лошадей, захват и угон этих домашних животных стал одной из основных экономических обстоятельств походов . Юный солдат, планируя завести семью, должен был поразмыслить, как её обеспечить. Лошади для перевозки и езды имущества из воздуха не берутся.

Чем бессчётнее и беднее была семья, тем активнее её юные представители ходили в «лошадиные» походы. Не смотря на то, что, само собой разумеется, трофеями становились не только лошади, у побеждённого неприятеля возможно было забрать всё что угодно. А также — детей и женщин.

Война для мести ставила мало иные задачи: в этом случае необходимо было убить как возможно больше неприятелей. Наряду с этим личные утраты требовалось свести к минимуму, потому, что утрата каждого солдата была ударом для племени и очень сильно его ослабляла. Индейцы, понявшие, что битва принимает для них нежелательный поворот, предпочитали отойти.

В целом их тактика была обычной партизанской войной: действия маленькими отрядами, стремительные налёты, набор военных и быстрое отступление хитростей.

Так индейцы вести войну между собой, так они сражались и с белыми. И, согласно точки зрения некоторых современных историков, белые так ни при каких обстоятельствах и не обучились по-настоящему прекрасно сражаться с индейцами.

Под флагами бледнолицых

Занимательным нюансом сотрудничества белых и индейцев были их армейские альянсы. К примеру, индейцы поддерживали и британцев, и французов на протяжении франко-индейской войны, большого колониального конфликта, произошедшего в восемнадцатом веке на территории будущих США и Канады. События известного романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан» происходят именно сейчас, а среди его храбрецов имеется индеец-делавар Чингачгук и ирокез Магуа.

Одно из известнейших событий данной войны — разгром отряда английского генерала Эдуарда Брэддока, произошедший 9 июля 1755 года. Британские армии под его руководством насчитывали 2000 человек. Их соперниками был гарнизон форта Дюкен — 250 индейцев и 650 канадцев. До тех пор пока британцы пробовали развить собственный начальный успех в этом, казалось бы, предсказуемым и беспроигрышном сражении, индейцы напали из засады и обратили в бегство британский авангард.

Бегущие воины врезались в главную колонну, армии сбились в кучу, так что индейцы и канадцы имели возможность , зная, что каждая пуля отыщет цель. Утратив убитыми всего восемь человек, они стёрли с лица земли более 450 британских воинов.

Ещё один пример альянса белых и индейцев — участие последних в войне за независимость США от Англии. Сначала и американцы, и британцы старались не втягивать индейцев в боевые действия. Да и сами краснокожие сперва придерживались политики невмешательства. Один солдат из племени сенека сказал: «Мы уже давно живём с американцами в мире и собираются жить так и дальше, пока сможем».

Это было сообщено приблизительно в 1775 году, и сейчас количество индейцев в противоборствующих армиях вправду было маленьким.

Но так не имело возможности длиться, индейцы были через чур внушительной силой, дабы покинуть их «за бортом». Во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века англичанам удалось уговорами и подарками привлечь в свой лагерь четыре из шести народов огромной Ирокезской конфедерации, а часть племён примкнула к американцам. Фитиль под Великим миром индейских племён был подожжён.

Битва при Орискане, в которой американцы нанесли индейцам важные (по их меркам) утраты, убив 17 представителей племени сенека и ещё столько же представителей вторых племён, взорвала давешний альянс.

Затем индейцы самозабвенно ринулись в бой, и началась кровавая баня. король Англии натравливал индейцев на мирных американских поселенцев, американцы в ответ устраивали карательные экспедиции на почвы ирокезов, оставляя за собой выжженную почву. Белые люди всё активнее стали захватывать почвы краснокожих, те в ответ убивали инопланетян.

И, как словно бы этого было мало, индейские племена всё глубже погружались в междоусобные распри.

Победив в войне, новообразованные США отказались признавать права на землю тех индейцев, каковые выступали на стороне британцев. Да и со собственными краснокожими союзниками у них в конечном счёте также гладко не получилось.

смерти и Путь слёз

XIX век стал временем финального натиска потомков европейских поселенцев на коренных американцев. В первой половине 30-ых годов девятнадцатого века правительство США приняло Закон о переселении индейцев. Была обозначена так называемая Индейская территория западнее реки Миссисипи. Краснокожие должны были перебраться в том направлении — желали они этого либо нет.

На севере США индейское население было менее бессчётно и более раздроблено, исходя из этого процесс переселения для них проходил не так сложно и драматично, как для коренных обитателей южной части страны.

хороший пример того, что происходило на юге, — история переселения Пяти цивилизованных племён. Индейцы народностей чероки, семинолы, крики, чикасо и чокто жили на юго-востоке США и переняли многие законы и обычаи белых людей, за что и взяли собственное прозвище. Почвы этих племён желали заполучить поселенцы, в южной части США показалось целое перемещение, потребовавшее, дабы индейцев выселили. Закон о переселении разрешал сделать это без зазрения совести.

Пяти народам приказали уйти на намерено созданную для них Индейскую территорию.

Это переселение вошло в историю как Дорога слёз. В общем итоге по ней преодолели более 50 тысяч людей. Никакого организованного перемещения индейцев не проводилось, расстояние в много, в противном случае и тысячи километров людям было нужно пройти своим ходом. Голод, болезни, бандитские нападения и антисанитария были их спутниками.

Одни лишь индейцы чероки похоронили на Дороге слёз пара тысяч собственных соплеменников.

Не все индейцы Пяти цивилизованных племён были согласны уйти со собственных земель. История одного из них, молодого семинольского вождя Оцеолы, обрисована в романе Майн Рида и отыскала собственное отражение в кинематографе. В то время, когда американцы готовили депортацию, Оцеола возглавил отряд приблизительно из сотни человек и начал войну с американцами. Вместе с ним восстали ещё пара вождей.

Началась Вторая семинольская война. Она продолжалась пять лет и "настойчиво попросила" от американцев больших армейских упрочнений, перед тем как сопротивление индейцев было подавлено.

А также в конце XIX века, в то время, когда большинство индейцев появилось в резервациях, конфликты длились. Во второй половине 80-ых годов XIX века племя сиу, загнанное в резервации неподалеку от канадской границы, недоедало и умирало от заболеваний. Американская администрация делала всё, дабы совсем сломить краснокожих и лишить авторитета их вождей.

Часто дело заканчивалось кровопролитиями и беспорядками. Показательна в этом замысле цепочка событий, закончившаяся бойней на ручье Вундед-Ни, упомянутой в начале статьи.

Детонатором для катастрофы стало убийство известного вождя по имени Сидящий Бык, жившего в резервации Стэндинг-Рок (штат Южная Дакота). Обстоятельства уничтожения этого человека были полностью надуманными: единственная настоящая вина Быка была в том, что он пользовался через чур громадным авторитетом среди вторых сиу. Вождя убили не солдаты США, а индейцы, трудившиеся на белую администрацию.

Между ними и приверженцами убитого состоялся тяжёлый бой. Обитатели поселений поблизости от резерваций срочно "настойчиво попросили" от армии принять самые твёрдые меры против краснокожих.

Обитатели соседней резервации, Пайн-Ридж, замечательно осознавали, чем подобные требования заканчиваются. Воины не начнут разбираться, кто прав, кто виноват. Они будут стрелять и жечь дома. В страхе от таковой возможности пара сотен индейцев из Пайн-Ридж сбежали на север.

Армии догнали их на ручье Вундед-Ни и устроили побоище, стреляя не только по кое-как вооружённым краснокожим мужчинам, но по детям и женщинам. Новости о резне на Вундед-Ни привели к длительным беспорядкам, и лишь общими усилиями краснокожих вождей и тех белых, каковые сохранили здравый суть, удалось избежать глобального восстания. События на ручье Вундед-Ни в первой половине 90-ых годов XIX века стали последним большим вооружённым столкновением между индейцами и белыми.

Индейцам пригодилось ещё большое количество десятилетий, дабы вернуть себе звание полноправных участников общества. Но, к счастью, времена одеял, заражённых оспой, и контрактов, главным аргументом для заключения которых был виски, остались в прошлом.

Создатель текста — Владимир Пинаев

Источники:

  1. Индейская война в северо-западной части США 1786–1795 годов. http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprdid=1127.
  2. Потылико А. Cевероамериканские индейцы: жертвы собственного нравственного превосходства. http://www.mezoamerica.ru/indians/north/victims.html.
  3. Аверкиева Ю. Индейское кочевое общество XVIII–XIX вв. http://www.indiansworld.org/Nonmeso/indian_nomadic20.html#.VlVy5TJsim7.
  4. Уошберн У. американская революция и Индейцы. http://www.americanrevolution.org/ind1.php.
  5. Стукалин Ю. Индейцы Дикого Запада в сражении. «Хороший сутки, дабы погибнуть!». ЭКСМО, 2012.

Великие индейские войны 1540-1890 4. Битва за Северные равнины

Темы которые будут Вам интересны: